Кто такой Пан

рисунок Кто такой Пан

Кого называют Паном?

Греческая мифология принесла миру достаточно большой пантеон богов и божеств, которые, по мнению древних греков, правили миром и помогали людям в нем.

Большинство богов, которые жили на Олимпе, были детьми титанов или же самого Зевса, но в то же время существовали божества, которые жили в эпоху олимпийцев, но не сидели на Олимпе все время, а обитали в непосредственной близости к природе.

Одним из таких богов был Пан. Существует несколько версий по поводу того, как он появился на свет. Первая версия гласит, чтоб он был сыном Пенелопы, жены Одиссея, от Гермеса или же от женихов, которые все время ее преследовали.

Этот миф имеет наименьшую популярность среди всего предания Древней Греции, поскольку он полностью дискредитирует образ Пенелопы как верной жены. Согласно другой версии, он был сыном Афродиты и Диониса, имя которому дали благодаря греческому слову «пан», которое значит «все».

Пан считался богом лесов, пастухов и овец, а позже ему были приписаны функции покровителя всей природы. В Древнем Риме культ Фавна полностью соответствовал культу Пана в Древней Греции.

Он родился с внешностью человека и козла, что полностью аргументирует факт того, что скорее всего его отцом был Дионис. Не секрет, что образ Диониса в Древней Греции часто изображался под символом козла, которого поедали вовремя дионисий, так называемых праздников во имя бога вина и плодородия.

Считается, что Пан перенял этот облик от своего отца, поэтому также стал божеством природы и плодородия. Как правило, Пана изображают с козлиными лапами, головой человека и небольшими рожками.

После рождения мать Пана отказалась от него из-за его внешнего вида, поэтому Гермес забрал ребенка на Олимп, где своим внешним видом он веселил всех богов.

Скорее всего возникновения этого божества пришлось на той период времени, когда люди уже мало верили в божественное происхождение олимпийцев и всё более отождествляли их с людьми и человеческим поведением. Это во многом объясняет тот факт, что внешность Пана вызывала не столько сожаление в богов, сколько смех.

В Афинах Пан стал божеством, которому приносили жертвы, сразу после Марафонской битвы. Большинство афинян твердо верили в тот факт, что именно Пан помог грекам обрести победу в этом состязании. Считается, что именно он заставил персов бежать, так как явился им в своём настоящем виде. Напуганные перцы сбежали с поля боя, отдав грекам победу.

Несмотря на то, что внешний вид Пана не был прекрасным, как это было обязательно для всех жителей Греции с их культом красоты, в него была влюблена Селена. Причиной этой любви была блестящая игра Пана на музыкальном инструменте свирели.

Существует также предание о том, что он был влюблён в Селену, но она боялась его и убегала. Понимая, что она далеко от Пана не уйдет, нимфа Селена превратилось в камыш, из которого бог Пан позже вырезал первую в мире свирель. Греки объясняли плачевный звук свирели именно тем, что он полностью отвечает слезам Селены по ее утраченной жизни.

В эллинистическую эпоху представление о Пане потерпели многие изменения. Поскольку природа на то время считалась главной в жизни человека, божество Пан стал считаться не столько богом леса и пастухов, сколько богом всего мира, который правит всеми природными явлениями.

Поскольку Пан не владел прекрасным внешним видом, эпоха Ренессанса не приняла его образ как один из канонических образов эпохи Античности.

Это является причиной того, что он редко изображается на статуях или картинах. Хотя время от времени Пана упоминали в литературных произведениях, отождествляя его со всем миром. В эпоху Средневековья, когда христианство стало главной религией на территории древнего мира, Пана стали отождествлять с чертом и Сатаной, поскольку у них было много общих внешних черт.

Именно поэтому во многих скульптурах того времени Пан считался и воспроизводился как злой дух, а не доброе божество природы. К нашему времени, Пан дошел как один из наименее известных персонажей из греческой мифологии, причиной чему многие исследователи считают его очернение в эпоху массовой христианизации.

С паном также связан афоризм «умер большой Пан». Это фраза была взята с повести Плутарха. На сегодняшний день не существует единого объяснения этой фразе, поскольку опять же эпоха христианизации полностью стерла многие факты об этом божестве.

Некоторые историки и исследователи считают, что это афоризм мог значить либо проигрыш в битве, либо крушение корабля на море. Последнее во многом связано с сюжетом Плутарха.

Современные авторы и художники мало обращают внимания на божество Пана. Как правило, он лишь изредка появляется в комедийных сюжетах, связанных с Древней Греции, но очень редко исполняет там главную роль, служа скорее массовкой, нежели отдельным героем.